Как эффективно и результативно учить язык

 Про тех, кому учение  обычно не идет на пользу  часто говорят:  «в одно ухо  влетает — в другое вылетает». Эта поговорка, по идее, должна служить упреком тому, кому просто-напросто бесполезно что-то говорить и объяснять. Другими словами,  что бы человеку ни говорили,  у него ничего не задерживается в голове. Однако если  подумать (а мы, опять же, говорим про иностранный  язык), так ли важно, чтобы получаемые нами знания именно ЗАДЕРЖИВАЛИСЬ В ГОЛОВЕ. Является ли то, что мы якобы много знаем, показателем того, что мы это все ПОНИМАЕМ и умеем ИСПОЛЬЗОВАТЬ? Получается, важно, чтобы знания как раз-таки не задерживались, а получали какой-то ВЫХОД НА ПРАКТИКУ.

Традиционная система обучения языку (что было в большинстве школ) предполагает вложить в студента основы грамматики, напичкать его важными группами лексики, развить навыки чтения и понимания речи на иностранном языке.  Нас учат переводить с русского на английский ( подчас задача лишь сводиться к поиску  словарных соответствий и калькированию русского предложения).  В итоге студент кое-что понимает на языке (что уже неплохо), но понимание  отнюдь не равно умению пользоваться. Ведь всем известный  вопрос «Do you speak English»  (на который подавляющее большинство  изучающих язык с гордостью отвечает: «Yes, I do») предполагает  в первую очередь умение ИЗЪЯСНЯТЬСЯ НА ЯЗЫКЕ в устной форме, а не читать, писать на нем и понимать речь собеседника.

А чтобы уметь говорить,  нужно (простите за тавтологию) говорить;  о чем, к сожалению, часто забывают. Причем всегда находятся отговорки (как у обучающих, так и обучаемых): нет собеседников, «я еще не достаточно знаю, чтобы говорить, вот подучу немного и буду сразу свободно говорить» (ах, какое распространенное заблуждение)…

Практика в изучении языка — один из самых важных компонентов. Нужно наработать навык говорения (чего невозможно сделать, не попробовав). Это как учиться плавать и  ни разу не зайти  в воду, или учиться  водить машину, ни разу не сев за руль. Просто глупо.

Именно поэтому уже существует альтернатива традиционному обучению — коммуникативные методики (которые мы и применяем  на курсах gettogether). Они сочетают разумное количество грамматики и лексики с  ОГРОМНЫМ разнообразием упражнений и заданий, направленных на развитие навыков говорить,  формулировать мысли,  реагировать на высказывания собеседника, высказывать мнения и вести  дискуссию, обсуждение и споры, извлекать нужную информацию из устных и письменных источников.

Как  мы уже говорили в одной из статей,  сознание  и язык  тесно взаимосвязаны и неотделимы друг от друга. Соответственно  невозможно  изучать язык, не поняв менталитет его носителей. С разницей между тем, как мыслим мы и как мыслят носители английского мы сталкиваемся  сразу же, как только приступаем к изучению языка, открывая для себя все новые и новые различия по мере изучения.  Эта разница  выражается в виде наличия необъяснимых правил и столь же необъяснимых исключений, в виде, казалось бы, нелогичных построений фраз. Описывая одно и то же явление на родном языке, русский и англичанин пойдут совершенно разными путями. И в этом заключается наша трагедия:  мы пытаемся переводить  все то,что нам приходит в голову на родном языке, сохраняя логику высказывания, схожую конструкцию, те же слова.  В итоге  получается неказистая  громоздкая фраза, которую, скорей всего, носитель языка не поймет, хоть и будет мучительно пытаться понять,что же  вы хотели сказать этим набором знакомых ему слов. А все из-за того, что мы МЫСЛИМ  по-разному. И не надо пытаться выразить РУССКИЕ  МЫСЛИ АНГЛИЙСКИМИ СЛОВАМИ. Русский язык накладывает серьезный отпечаток и порождает неказистые фразы  на английском языке.

Задача любой методики —  научить разговаривать на  естественном языке, на котором говорят носители.  А как же нам понимаем менталитета его носителей, не знаем, чем они живут? Именно поэтому, основной упор следует делать на  заполнение культурных пробелов (на что уходят годы)! Как это делать? С помощью  литературы на языке, фильмов, прессы, сайтов, песен, зарубежных поездок и контактов, друзей (= информанты-носители языка). Все это источники, из которых мы постепенно черпаем знания на изучаемом языке и расширяем свое мировоззрение. Таким образом у нас постепенно  формируется  параллельное мировоззрение на чужом языке, которое живет своей отдельной жизнью. Обычно  под этим понимают  «думать на иностранном языке».

Итак, дерзайте, пробуйте, наращивайте и постоянно применяйте свои знания на практике, чтобы заслуженно  сказать фразу: «I speak English»!

Комментарии: